Калейдоскоп эпох, или Направо пойдешь – в XVI век попадешь — Блог Исторического музея

Калейдоскоп эпох, или Направо пойдешь – в XVI век попадешь

Западный фасад Покровского собора
Западный фасад Покровского собора

Как известно, «большое видится на расстояньи». На расстоянии Покровский собор привлекает к себе внимание, прежде всего, своим силуэтом. Он, с одной стороны, давно нам привычен ввиду постоянного и порой, прямо скажем, неподобающе назойливого для такого памятника тиражирования. С другой стороны, силуэт собора совершенно нехарактерен для древнерусской храмовой архитектуры, неожидан и неповторим.

Декоративное убранство храма
Декоративное убранство храма

По мере же приближения причудливое и незыблемое, наполненное динамикой и небом единство разновеликих, устремленных ввысь объемов буквально рассыпается на ослепительно-бесчисленное множество самых разнообразных деталей. Кокошники, то россыпями, то ожерельями обрамляющие световые барабаны, карнизы, переброшенные лентами и поясами с церкви на церковь, фронтоны, изразцы, фигурные кирпичи и многое другое, что до сооружения собора было неизвестно в русском зодчестве.

Внутренне убранство целиком под стать внешнему. Добавим к этому головокружительную центрическую планировку с расположением всех церквей вокруг главной, их разновысотность и станет понятно, что впечатление от знакомства с собором может быть вполне сродни впечатлению от катания на «американских горках».

Здесь нужно пояснить одно очень важное обстоятельство. Отличающие архитектуру Покровского собора пестрота и разнообразие являются заслугой его легендарных строителей, их безграничной фантазии, творческой смелости и выучки. С живописным убранством все обстоит гораздо сложнее. Стилистическая неоднородность росписей, меняющихся в зависимости от того, в какой именно части собора они находятся, является одним из следствий создания в его стенах музейной экспозиции.

Роспись «под кирпич» на западном участке внутренней галереи храма
Роспись «под кирпич» на западном участке внутренней галереи храма

Специалисты, разрабатывавшие в 1920-х годах концепцию храма-музея, поставили перед собой действительно грандиозную задачу. Оно стремились отразить в интерьерах собора всю историю его менявшегося убранства от эпохи Ивана Грозного (середина – вторая половина XVI в.) до правления Николая II (первые десятилетия XX в.). Это, в свою очередь, должно было способствовать формированию представления об общих принципах эволюции храмового пространства в русской архитектуре означенного периода.

Побелка на стенах и своде церкви Григория Армянского
Побелка на стенах и своде церкви Григория Армянского

Поэтому воссозданная на XVI век лаконичная роспись «под кирпич», гармонично дополняющая архитектурное многообразие собора, в соседней церкви сменяется нейтральной побелкой XVII–XVIII вв., которая в свою очередь в дальнейшем уступает место сюжетной росписи XVIII, XIX и начала XX века, отражающей посвящение того или иного храма.

Сюжетная роспись на стенах церкви Великорецкого образа святителя Николая
Сюжетная роспись на стенах церкви Великорецкого образа святителя Николая

За счет этого еще больше подчеркивается изначально предусмотренная строителями неповторимость каждой отдельной составляющей единого ансамбля, а перед глазами гостей собора разворачивается завораживающий калейдоскоп сменяющих друг друга эпох, в результате чего само посещение превращается в настоящее путешествие во времени.